Иванс Анна Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории
"Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста"Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.
1) Изучение словарного запаса. Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд). Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря). Оборудование: картинки, предметы. Инструкция: 1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия; 2) рассказ по памяти, из личного опыта; 3) творческий (продуманный рассказ); 4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы); 5) рассказ в процессе игровой деятельности; 6) рассказ в процессе трудовой деятельности. Результаты: Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях. Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени: в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, в конце года- 30 слов), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.
Цель: проверить понятия значений слов. Оборудование: тест- словарь ( для детей 5 лет). Инструкция: Детям предлагаются задания на определение «что такое …?», «что значит слово …?». Используются тест- словари, включающие имена существительные двух типов (конкретные и абстрактные). Список слов, включенный в тест- словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, суп, любовь, мир, боль, жара, голод. Результаты: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для детей пяти лет- 60. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов (если оценочный коэффициент приближается к 1, то это говорит о богатстве словаря и об успешности овладения понятийным значением слов). Оценка: высокий уровень- правильных ответов от 15 до 20, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.
Методика № 3 «Классификация понятий». Цель: выявить уровень обобщения. Оборудование: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Инструкция: Педагог называет понятия, обозначающие группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. Результаты: В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Высшая оценка- 30 баллов. Оценка: высокий уровень- от 20 до 30 баллов, средний- от 10 до 19, низкий от 0 до 9.
Цель: выявить уровень подбора синонимов. Оборудование: словесный материал. Инструкция: Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать. Результаты: Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного. Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.
Методика № 5 «Подбор определений». Цель: выявить уровень подбора определений. Оборудование: словесный материал. Инструкция: Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов : платье, береза, девочка, яблоко, лиса ( платье- какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»). Результаты: Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова. Оценка: высокий уровень- от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.
2) Изучение лексико- грамматического строя речи. Морфология. Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям». Цель: выявить уровень сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям. Оборудование: словесный материал. Инструкция: Детям предлагается выслушать фразу, и определить, какие формы употреблены не правильно (как ты думаешь, я все правильно сказала? что неверно? как надо сказать?). Словесный материал: девочка «рисовает» красками, а мальчик лепит из глины «матрешков»; я ем «спелый красный яблок»; мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине»; у конуры лежит собака с «пять щенят»; я построю много домов из «песков».
Цель: проверить употребление разноспрягаемых глаголов. Оборудование: словесный материал. Инструкция: Педагог предлагает прослушать предложение «Девочка хочет гулять»: - как можно сказать про многих девочек? (девочки хотят гулять). - мальчик хочет петь, а как можно про многих мальчиков? - как сказать про Колю? (Коля хочет петь). - Оля, ты хочешь петь? (хочу). - Оля и Катя, вы хотите рисовать? (хотим).
11 февраля 2020 в 11:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.